Сайт Большой встречи переехал наhttp://rediscrew.ru/bigmeeting

Рижская розница и чуть больше

9-11 сентября после московской части Большой встречи Redis Business Class 2016 группа ритейлеров отправилась с деловым визитом в столицу Латвии, чтобы изучить местный рынок.


За два дня делегация посетила три формата food-сетей (Maxima, Rimi, Supernetto) и пообщалась с их управляющими, прошлась по Центральному рижскому рынку в компании его генерального директора, побывала в гостях у местной Думы, посетила старейшую кондитерскую фабрику страны Laima и узнала новые кейсы от своих российских коллег.


Сразу по прилету в Ригу делегация отправилась в магазин Maxima XXX. Иксы в названии магазина обозначают его размеры: три икса - гипермаркет, два икса - супермаркет, икс - магазин у дома.



Российские ритейлеры побывали в самом большом из гипермаркетов сети, которых сейчас три в городе, - торговая площадь данного магазина Maxima составляет 6 500 кв.м (плюс к этому 3 500 общей). Проходимость точки в день - 6 300 человек, самый большой поток покупателей - с 17.00 до 20.30.


Выручка магазина в месяц - порядка 2,5 млн евро. Количество SKU - 6500, из них 40% - это нонфуд.


По словам директора магазина Наталии Миклавы, у сети Maxima есть своя карта лояльности. Хоть она сильно и не отличается от конкурентов по рынку, но все же пользуется спросом - на карте можно копить бонусы, и при этом она является скидочной.


«Всем владельцам карт при покупке капает на баланс 1 цент с каждого евро, - рассказала Наталия. - Накоплениями потом можно оплатить до 99% стоимости покупки. При этом все время карта работает по скидочной системе».


60% клиентов Maxima - старше 50 лет. Однако среди возрастного поколения интернет-магазин сети также пользуется спросом. Можно сделать заказ онлайн, оплатить его там же, а потом либо заказать доставку на дом, либо приехать и забрать товар на кассе. Кроме того, можно оставить заявку на точное время приезда к магазину - когда покупатель приезжает, то сотрудники магазина выносят заказ к машине.


Такую же систему онлайн-торговли сейчас внедряет конкурент Maxima сеть Rimi. Сеть магазинов Rimi входит в группу компаний ICA AB, объединяющей около 260 магазинов по всей Прибалтике (супермаркеты и гипермаркеты Rimi, дискаунтеры Supernetto и Säästumarket).


По словам регионального менеджера Rimi Андрея Акерманиса, встретившего делегацию ритейлеров Redis Crew, проект находится в тестовой стадии, также как и внедрение касс самообслуживания.


«Сейчас только в нашем магазине стоит шесть таких касс, - рассказал Андрей, - а до конца планируется запустить в 20 других магазинах сети. После чего во всех 31 гипермаркете и 44 супермаркетах Rimi заработают зоны касс самообслуживания».


Оказалось, что данный проект - вынужденная мера для сети. Из-за безработицы, которая оценивается в 5-6%, ритейлер не хватает рабочей силы, поэтому было решено перевести часть работы по продажам на плечи самого покупателя. На сегодня 25% покупок в магазине приходятся на кассы самообслуживания (против 18% в Maximа).


Также как и в Maximа у Rimi есть магазин в магазине - местные латвийские фермеры и продавцы арендуют небольшую площадь в торговом зале, где сами выставляют свою цену на товар. При этом все покупки проводятся через кассу Rimi.




У Rimi более оригинальная система лояльности, нежели у конкурентов - на входе в магазин обязательно стоит инфоларек, который сканирует карту покупателя. На экран выводятся сразу все акции, которые могут быть интересны данному владельцу данной карты, все накопления и бонусы, все дополнительные скидки и т.п. При помощи киоска можно тут же распечатать купон на скидку, если интересное предложение, и воспользоваться им в конкретном магазине.


«Для сотрудников Rimi работает точно такая же карта, - добавил Андрей, - но с дополнительными бонусами. При этом к карте можно прикрепить еще одного человека, например, кого-то из родных, и он будет пользоваться такими же скидками, что и сотрудник магазина».


Поток покупателей в гипермаркете Rimi - 5000 человек, средний чек - 12-15 евро. По словам Андрея, 20% товаров принадлежит категории нонфуд, но и эта доля будет сокращаться за счет уменьшения отдела хозтоваров и одежды. Сеть будет продавать только чулочно-носочные изделия и детские вещи.


Что касается сети магазинов Supernetto, которые рижские ритейлеры называют hard-discounter, то здесь все не сложно - ориентация на более низкие цены, упор на привлечение покупателей из ближайших домов и школ, выведение собственного производства булочек и больше количество товаров СТМ.


Средний чек - 4 евро, количество SCU - 3000, покупателей в неделю (оценка по неделям из-за внутренней отчетности) - 13 000 человек. Недельный оборот - порядка 50 000 евро.


Для себя участники делегации Redis Crew обнаружили два интересных момента - яйца в Supernetto представлены только СТМ-марки и маркированы размерами S, M и L, а для молока в пакетах весьма бойко продаются пластиковые кувшины, которые стоят прямо в холодильнике молочных продуктов.




Отличным от сетей розницы в Риге стал Рижский Центральный рынок, который расположен на 7 га земли и включает открытую торговую площадь и пять крытых павильонов - рыбный, мясной, гастрономический, молочный и овощной.


По словам генерального директора рынка Андрея Морозова, «здесь продается все, кроме техники и транспорта». «Самый популярный и богатый павильон, конечно, рыбный, - рассказал Андрей. - Часть рыбы, что там продается, коптится в наших подвальных помещениях. Эти помещения напоминают лабиринт с холодильниками, складами и коптильнями».




Пропускная способность рынка в день - 80 000 - 100 000 человек, из них 30% составляют туристы, которые не приносят большого дохода (предпочитают дегустации). Свой товар им предлагают более 3 500 продавцов, арендующих площадь на рынке. При этом сотрудников самого рынка всего чуть более 180 человек. Ночью рынок также работает, но с меньшим числом продавцов и по большей части в оптовом режиме.


Сейчас рынок нуждается в капитальном ремонте, и он скоро начнется, но, как отметил Андрей Морозов, при этом будет сохранено настроение советских времен в оформлении. Это немаловажно для привлечения все тех же туристов и сохранения аутентичности самого проекта.



Чуть менее деловым, но таким же познавательным и к тому же интерактивным стало посещение ритейлерами из России фабрики Laima. Основанная в 1870 году, сегодня Laima является самой узнаваемой кондитерской торговой маркой в Балтии. Компания экспортирует свою продукцию в более чем 25 стран мира. Во время экскурсии по фабрике можно было создать свои собственные конфеты и попробовать настоящие какао-бобы в их первозданном виде.


Таким же увлекательным стал визит в мэрию Риги на разговор с председателем комитета городского развития Максимом Толстым и советником председателя Рижской думы Иветой Серс. Во время беседы с местным управлением ритейлеры узнали, как строится работа с молодым поколением в городе, что делает Дума для развития Риги, как и куда направляют российские бизнесмены свои инвестиции и т.д.


Помимо встреч с латвийскими ритейлерами и городским управлением для участников делегации состоялись два бизнес-ужина с коллегами по российскому рынку. Кейсом на тему «Рост продаж в условиях снижения спроса: изменение потребительских предпочтений, ассортимента и стратегии» поделилась Надежда Кучер, экс-коммерческий директор сетей SPAR и «Утконос», а кейсом о работе на рынке Прибалтики российского игрока с собственным производством и дистрибуцией - Тимофей Шиколенков, директор по международному бизнесу компании «Аудиомания».


Напоминаем, что программа Большой встречи - второго ежегодного собрания участников клуба первых лиц розничной торговли Redis Business Class - в этом году прошла в двух странах - 7-8 сентября в Москве и 9-11 сентября в Латвии (Рига).


7 сентября Большая встреча включала четыре параллельных потока «лояльность», «деньги», digital, «люди и компании». В рамках потоков организовано несколько сессий продолжительностью 2 часа каждая, где хедлайнеры-ритейлеры делились своим кейсом на заявленную тему.


Сразу после завершения деловой части, с 19.00 участников ждал коктейль-прием в честь дня рождения компании и бизнес-клуба Redis Business Class. 150 приглашенных участников розничного рынка, неформальное общение с коллегами, праздничный торт и шампанское.


8 сентября состоялся День бенчмаркинга, во время которого прошли встречи с представителями компаний, чья деятельность не ограничивается ритейлом или вообще не связана с ним. Задача дня в том, чтобы участники саммита вышли за рамки привычного и посмотрели на отрасль и на свою компанию с новой стороны и под другим углом, освежили свои мысли и взгляды, получили новые идеи.


9-11 сентября деловой клуб первых лиц розничной торговли России Redis Business Class организовал визит официальной делегации из 20 топ-менеджеров и владельцев розничных сетей России в Ригу (Латвия).


Генеральный партнер Большой встречи Redis Business Class 2016 – компания Яндекс. Партнеры – компании Profindustry, «Майкрософт Рус», «Ланит Омни», Loymax Solutions, приложение «Кошелёк» и Российский Отраслевой Центр Инноваций в Ритейле. Официальные поставщики встречи - компании «Азбука Вкуса», Laima, «ВыРуЧай», «Лефкадия». Программные партнеры – The Boston Consulting Group, «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «Смыслотека» и MarketEmotion. Дизайн-партнер - креативное агентство General Line!